2
ИзяRider
Раз уж ты собрался покупать фэт, напишу о том, что я думаю по этому поводу.Начну с самой идеи: несмотря на критические замечения Григория Сергеевича и других уважаемых спортсменов, в целом идею я одобряю (сам на таком чудовище езжу). Однако не стоит забывать и о недостатках велосипедов этого типа.
Перечислю здесь те, с которыми сталкиваюсь лично я в процессе эксплуатации, и которые являются именно следствием "фэтовости":
1. Стоимость фэт-специфических компонентов. Пара легких ободов - от 800 USD, пара обычных - 400. Да, не так часто нужно покупать новые обода, но покрышки тоже идут по цене новых ашанов. Шиповка - вообще разорение, а без неё по льду ездить получается далеко не всегда.
2. Повышенное внимание. Оно реально напрягает. Постоянный поток одних и тех же вопросов, глупых шуток и пронизанных сочувствием реплик (как же ты, бедняга, эти колесо крутишь-то) надоедает и раздражает.
3. Общая негативная оценка велосообщества. Опять же, Григорий Сергеевич не одобряет :)
Разумеется, есть и другие недостатки, но они либо не относятся напрямую к "фэтовости" велосипеда (традиционная трансмиссия с переключателями, например, забивается одинаково на жирно- и узкоколесных велосипедах, а отсутствие задней подвески проявляется и на фэтах, и на обычных хардтейлах), либо не проявляются в моих сценариях использования (например, вес в матрасных покатушках не критичен).
Пару слов о выборе. Первое и главное, с чем нужно определиться при выборе фэта - это максимальная ширина колес, которая тебе нужна. Существуют два основных стандарта: покрышки 3.8" на ободах 80мм и покрышки 4.7" на ободах 100мм (у меня именно такой). Цифры здесь примерные, это не точные значения, а, скорее, образное отражение неких тенденций: зачастую в велосипед, разработанный изначально для использования покрышек 3.8, можно впихнуть колеса на 4.7, но на "узких" ободах шириной 60 - 80 мм. А иногда - нельзя. А иногда - можно, но церь будет цепляться. А бывают ещё обода 90мм, на которых покрышка раскорячивается почти как на 100мм (Спеш такие делает). Соответственно, тебе нужно понять, какая ширина тебе нужна.
Общие правила такие:
1. "Узкоколесный" фэт дешевле. Причем как на этапе выбора (просто цена ниже), так и на этапе эксплуатации. Их больше, поэтому в этом сегменте производителей больше, поэтому цены, например, на покрышки и шиповку ниже;
2. "Узкоколёсный" фэт обычно легче. Бывают исключения, но тенденция именно такая.
3. "Узкоколёсные" фэты популярнее. Это значит, что выбор компонентов для них больше, больше реальных отзывов владельцев, больше стандартных опробованных "рецептов" на форумах и т.д.
Поскольку я на "узкоколесных" фэтах не ездил, дальше пойдут мои домыслы, основанные на экстраполяции личного опыта и прочитанных в Сети отзывах:
4. "Узкоколёсные" фэты в целом быстрее. У них, как правило, легче колёса, что дает им лучшую динамику;
5. "Узкоколёсные" фэты менее проходимы. Они сильнее проваливаются в рыхлый грунт, у них худшее сцепление (все это по сравнению с велосипедами луноходного типа - 4.7" @ 100мм);
6. Для "узкоколесных" фэтов сложнее подобрать правильное давление. Нужно чаще накачивать-сдувать колёса.
7. Считается, что "узкоколёсный" фэт - более универсален, а луноходоподобные велосипеды - только для снега и болот.
В свое время я выбрал "широкий" вариант потому, что такой велосипед был у
Nitatunarabe. Удобно, когда домашние велики совместимы между собой по компонентам и основным подходам.
Ещё одна важная штука при выборе фэтбайка - оффсет. Ты, возможно обратил внимание на то, что рама моего велосипеда - изогнутая. Задние перья смещены вправо. Это и есть оффсет. Делается он для того, чтобы при использовании обычных втулок цепь не терлась о покрышку. При использовании специальных фэтовых (длинных) втулок необходимость в оффсете пропадает, можно делать прямую раму.
Какой вариант выбрать - решать тебе. Оффсетные фэтбайки позволяют поставить планетарную втулку (что, ИМХО, хорошо). С другой стороны, найти удовлетворяющую меня планетарку я так и не смог. Оффсетные рамы позволяют немного сэкономить на втулках (длинные фэтовые модели, разумеется будут дороже обычных при равном качестве), да и сами они дешевле. Говорят, управляемость оффсетных рам хуже, но сравнить мне не с чем. У нас у обоих - рамы оффсетные, у Надежды и вилка тоже оффсетная.
Теперь рассмотрим конкретные варианты для выбора.
1.
On One Fatty. £ 893.33. Алюминиевый фэтбайк, классика. Сейчас новичкам предлагают именно его: при относительно неплохом обвесе он недорог. Покупается на сайте производителя (доставка в Россию есть), на Веломании многие сделали выбор в пользу именно этой модели. Нет креплений под багажник, достаточно агрессивная (по меркам фэтов) геометрия. 3.8".
2.
Norco Bigfoot.
48 788 руб. Ничего про него не знаю, кроме того, что он рассчитан на стандарт 3.8" и доступен в "Триале" (что является несомненным плюсом).
3.
Титановые фэты от "ТитанНН". Если бы я собирал фэт сегодня, я бы купил такой. Интересны тем, что можно реализовать практически любые хотелки - совестимость с несколькими типами колёс (например, 4.7", 3.8" и обычными найнерскими), оффсет/безоффсет, крепления под багажники в каком угодно количестве и т.д. На Веломании отмечают очень высокое качество этих фреймсетов. Кроме того, Дмитрий всегда готов проконсультировать, объяснить, чем один вариант отличается от другого, порекомендовать техническое решение под твои потребности и т.д. У них можно купить только раму с вилкой, а можно заказать сборку велосипеда.
4. Фэт-подвесы. Сейчас серийно доступен только
Carver Trans-Fat, осенью выйдет
Salsa Bucksaw. Честно говоря, задней подвески мне не хватает. Я бы взял, если бы деньги лишние были.
В принципе, возможна переделка рамы обычного подвеса в фэт, я даже представляю себе, где это можно сделать (алюминий, карбон). Если захочешь заняться хреносозидательством, дай знать :)
5.
Sarma Shaman. Карбоновый фэт весом < 10кг. Интересен, в первую очередь, акцией, проводимой до конца марта: можно купить его с хорошей скидкой (цена в обвесе XX1 -
3000USD). Спортивный снаряд для специфических фэт-гонок.
6.
Surly Moonlander. Стальной тяжелый велосипед с колёсами на 4.7. Позвляет использовать самые широкие покрышки на самых тяжелых ободах. Оффсетный. Есть крепления под багажники (сзади, впереди). Крепкий. Дорогой, с довольно посредственной навеской. У меня такой, но сегодня я бы заказал копию в "ТитанНН", а не покупал бы оригинал.
7.
Surly Pugsley. То же самое, что Moonlander, но на 3.8.
8.
Surly Ice Cream Truck - безоффсетная версия Мунлендера с чуть более агрессивной геометрией. Лучшая навеска. Будет доступен осенью, сколько стоит - не знаю.
Вот, в принципе, и всё. Ещё раз хорошо подумай о том, надо ли оно тебе. Ты сам видел, что при наличии адекватной физподготовки и высоком уровне управления велосипедом вполне можно ехать на "укоколёснике" там же, где и на фэтбайке. Фэтбайк - не панацея. Но с ним проще, да.
Если таки решишь, что надо -
почитай FAQ по теме. Если и после этого желание не пропадёт, почитай комментарии, которые появятся после этого поста и снова подумай, нужен ли тебе фэт. Если будут вопросы - пишы, постараюсь ответить.